21.10.2021
21 октября 1981 год. Владивосток. Подводная лодка С-178 возвращалась в родную базу из полигона боевой подготовки в надводном положении. На траверзе острова Скрыплева она была протаранена рыболовецким судном – плавучим рефрижератором «Рефрежиратор-13». Удар форштевня пришелся в кормовую часть лодки. С пробоиной размером около 12 квадратных метров, продержавшись на плаву менее минуты, легла на грунт с большим креном на левый борт. В ее отсеках оставались живые люди… Соленая морская вода замкнула батарейный автомат, и во втором отсеке вспыхнул пожар, который удалось потушить.
В носовых отсеках среди сбившихся там моряков оказались старпом капитан-лейтенант Сергей Кубынин и старший механик (командир БЧ-5) капитан-лейтенант-инженер Валерий Зыбин. Кубынин принял командование на себя. Он сумел внушить молодым матросам веру в спасение, вместе с механиком организовал выход подводников через трубу торпедного аппарата. Сам покинул отсек последним. В результате на поверхность вышли 27 человек.
Один из морских журналов проанализировал 200 катастроф и тяжелых аварий с подводными лодками, внес историю с С-178 в номинацию «самое жестокое обращение с экипажем». Как ни больно это сознавать, но это так. Суд закрытый, скорый и не очень правый отправил командира С-178 капитана 3 ранга Валерия Маранго в исправительные лагеря на десять лет. Офицеры, прошедшие чудовищное горнило подводного выживания, обладавшие уникальным опытом борьбы за живучесть корабля, были списаны на берег, распределены по флотским учреждениям.
Капитан-лейтенант Кубынин по счастливому случаю нашел себе место в МЧС, и он единственный из всех уцелевших офицеров, которому удалось достичь звания капитана 1 ранга.
Капитан-лейтенант-инженер Валерий Зыбин мог бы остаться на поверхности, поскольку стоял во время удара на мостике, но он бросился в шахту входного люка вместе с потоком морской воды, в люк тонущего корабля, в отчаянной попытке спасти его. На верную свою гибель бросился. Он уцелел и помог спасти 27 человек. Однако и его назначили аварийщиком. Отказали в службе на других кораблях, хотя опыта и мужества у Валерия Зыбина было не занимать, но был отправлен подальше от флота – на танкоремонтный завод.
Почему так произошло? Да потому что «чрезвычайное происшествие с гибелью личного состава» надо было скрыть, забыть и никогда о нем не вспоминать. И не вспоминали до первой «гласной» катастрофы – гибели атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») в 1989 году. Восемь лет глухого молчания и кропотливой работы по стиранию следов трагедии С-178. Даже в медицинских книжках подводникам не записали те травмы и болезни, которые они получили после трехсуточного пребывания в полузатопленном отсеке. Сегодня они лишены тех льгот, которые бы они получали, если в их документах было записано «заболевание получено при прохождении военной службы». Все документы о гибели С-178 были уничтожены «по истечению срока хранения». Лишь благодаря непреклонной воле Сергея Кубынина, память о его сотоварищах по экипажу еще жива. Кубынин добился того, что во всех, почти во всех городах, городках, селах из которых призывались его парни, погибшие в Японском море, была увековечена память о подводниках: на стенах их домов, школ, библиотек установлены ныне мемориальные доски с именами членов экипажа С-178. Одну из таких досок установили недавно в Москве с помощью известного российского путешественника, бывшего моряка-тихоокеанца Федора Конюхова. Она посвящена старшему лейтенанту Алексею Соколову, навсегда оставшемуся в океане. Готова к установке еще одна доска в белорусском городе Кобрине – в память земляка-курсанта Александра Лисковича.
Но есть в России, очень уникальное и собирательное место! Красивейший Храм-маяк, посвященный покровителю всех моряков и путешественников – святителю Николаю. Храмовый комплекс изначально задумывался как эффектный мемориал, посвященный всем погибшим на водах. Внушительный монументальный комплекс занял целый утес на морском берегу. Место было выбрано так, чтобы свет фонаря маяка был далеко виден. А на видовой площадке перед храмом – установлены десятки мемориальных досок, посвященных трагическим событиям гибели кораблей и судов России. На этих табличках увековечены имена сотен и тысяч людей, погибших на водах.
Сергей Кубынин, при поддержке Ассоциации «Клуб Русская морская традиция» и Ассоциации «Морское собрание» (г. Севастополь), при участии публициста Н.А.Черкашина организовал великое и благое дело – увековечить память о погибших в навигационной катастрофе моряков-подводников ПЛ С-178 в Храме-маяке.
В день 40-летия трагического события в Японском море, в упомянутом Храме была торжественно открыта мемориальная доска с именами погибших подводников ПЛ С-178. Событие было торжественным, хотя повод был печальным. Молитва настоятеля Храма-маяка отца Сергия, посвященная погибшим на водах, торжественный митинг, на котором присутствовали оставшиеся в живых члены экипажа ПЛ С-178, выступления ветеранов-подводников и представителей общественных организаций ВМФ, возложение цветов к мемориалу – все это сблизило и сплотило людей, неравнодушных к флоту и, к сожалению, сопровождающим его трагедиям.
Мы всегда будем помнить погибших и СПАСИБО за выживших!
В носовых отсеках среди сбившихся там моряков оказались старпом капитан-лейтенант Сергей Кубынин и старший механик (командир БЧ-5) капитан-лейтенант-инженер Валерий Зыбин. Кубынин принял командование на себя. Он сумел внушить молодым матросам веру в спасение, вместе с механиком организовал выход подводников через трубу торпедного аппарата. Сам покинул отсек последним. В результате на поверхность вышли 27 человек.
Один из морских журналов проанализировал 200 катастроф и тяжелых аварий с подводными лодками, внес историю с С-178 в номинацию «самое жестокое обращение с экипажем». Как ни больно это сознавать, но это так. Суд закрытый, скорый и не очень правый отправил командира С-178 капитана 3 ранга Валерия Маранго в исправительные лагеря на десять лет. Офицеры, прошедшие чудовищное горнило подводного выживания, обладавшие уникальным опытом борьбы за живучесть корабля, были списаны на берег, распределены по флотским учреждениям.
Капитан-лейтенант Кубынин по счастливому случаю нашел себе место в МЧС, и он единственный из всех уцелевших офицеров, которому удалось достичь звания капитана 1 ранга.
Капитан-лейтенант-инженер Валерий Зыбин мог бы остаться на поверхности, поскольку стоял во время удара на мостике, но он бросился в шахту входного люка вместе с потоком морской воды, в люк тонущего корабля, в отчаянной попытке спасти его. На верную свою гибель бросился. Он уцелел и помог спасти 27 человек. Однако и его назначили аварийщиком. Отказали в службе на других кораблях, хотя опыта и мужества у Валерия Зыбина было не занимать, но был отправлен подальше от флота – на танкоремонтный завод.
Почему так произошло? Да потому что «чрезвычайное происшествие с гибелью личного состава» надо было скрыть, забыть и никогда о нем не вспоминать. И не вспоминали до первой «гласной» катастрофы – гибели атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») в 1989 году. Восемь лет глухого молчания и кропотливой работы по стиранию следов трагедии С-178. Даже в медицинских книжках подводникам не записали те травмы и болезни, которые они получили после трехсуточного пребывания в полузатопленном отсеке. Сегодня они лишены тех льгот, которые бы они получали, если в их документах было записано «заболевание получено при прохождении военной службы». Все документы о гибели С-178 были уничтожены «по истечению срока хранения». Лишь благодаря непреклонной воле Сергея Кубынина, память о его сотоварищах по экипажу еще жива. Кубынин добился того, что во всех, почти во всех городах, городках, селах из которых призывались его парни, погибшие в Японском море, была увековечена память о подводниках: на стенах их домов, школ, библиотек установлены ныне мемориальные доски с именами членов экипажа С-178. Одну из таких досок установили недавно в Москве с помощью известного российского путешественника, бывшего моряка-тихоокеанца Федора Конюхова. Она посвящена старшему лейтенанту Алексею Соколову, навсегда оставшемуся в океане. Готова к установке еще одна доска в белорусском городе Кобрине – в память земляка-курсанта Александра Лисковича.
Но есть в России, очень уникальное и собирательное место! Красивейший Храм-маяк, посвященный покровителю всех моряков и путешественников – святителю Николаю. Храмовый комплекс изначально задумывался как эффектный мемориал, посвященный всем погибшим на водах. Внушительный монументальный комплекс занял целый утес на морском берегу. Место было выбрано так, чтобы свет фонаря маяка был далеко виден. А на видовой площадке перед храмом – установлены десятки мемориальных досок, посвященных трагическим событиям гибели кораблей и судов России. На этих табличках увековечены имена сотен и тысяч людей, погибших на водах.
Сергей Кубынин, при поддержке Ассоциации «Клуб Русская морская традиция» и Ассоциации «Морское собрание» (г. Севастополь), при участии публициста Н.А.Черкашина организовал великое и благое дело – увековечить память о погибших в навигационной катастрофе моряков-подводников ПЛ С-178 в Храме-маяке.
В день 40-летия трагического события в Японском море, в упомянутом Храме была торжественно открыта мемориальная доска с именами погибших подводников ПЛ С-178. Событие было торжественным, хотя повод был печальным. Молитва настоятеля Храма-маяка отца Сергия, посвященная погибшим на водах, торжественный митинг, на котором присутствовали оставшиеся в живых члены экипажа ПЛ С-178, выступления ветеранов-подводников и представителей общественных организаций ВМФ, возложение цветов к мемориалу – все это сблизило и сплотило людей, неравнодушных к флоту и, к сожалению, сопровождающим его трагедиям.
Мы всегда будем помнить погибших и СПАСИБО за выживших!