09.03.2022
В 1926 году коллективом ленинградского Техбюро под руководством Б.М. Малинина была разработана первая советская подводная лодка.  5 марта 1927 года первые три корпуса были заложены на Балтийском заводе и получили наименования “Декабрист”, “Народоволец” и “Красногвардеец”, впоследствии получившие порядковые номера “Д-1”, “Д-2”, “Д-3”, лодки предназначались для Балтийского флота. В это же время на заводе в Николаеве были заложены еще 3 корпуса “Революционер”, “Спартаковец” и “Якобинец”, с порядковыми номерами “Д-4”, “Д-5”, “Д-6”, предназначенных для Черноморского флота. 
Уникальность проекта «Декабрист» является в применении конструкции двух корпусов клепаной конструкции, что стало существенным шагом в развитии отечественного подводного кораблестроения. Вторым новаторским решение инженерной мысли подводных лодок серии «Декабрист» стали водонепроницаемые отсеки разделяемые водонепроницаемыми переборками. Материал для корпусов новых субмарин использовали высококачественной стали, предназначавшейся для постройки линкоров типа "Измаил" и крейсеров типа "Светлана". По сравнению с последними в дореволюционном кораблестроении подводными лодками типа “Барс” «Декабристы» имели целый ряд преимуществ:
дальность плавания экономической надводной скоростью возросла в 3,6 раза;
полная надводная скорость повысилась в 1,4 раза;
дальность плавания экономической подводной скоростью возросла в 5,4 раза;
рабочая глубина погружения увеличилась в 1,5 раза;
время погружения сократилось в 6 раз;
запас плавучести, обеспечивающий непотопляемость, возрос в 2 раза;
суммарная масса боевого заряда полного запаса торпед возросла примерно в 10 раз;
суммарная масса артиллерийского залпа усилилась в 5 раз.

Серия первых советских ПЛ вошла в историю не только под именем первопроходца молодого советского подводного флота, но по настоящему уникального проекта, выполнившего ряд боевых задач, считавшихся прежде не выполнимыми. Именно лодка этого типа - “Д-3” впервые в истории прошла под арктическим льдом путь около 1 км на глубине 50 метров. Однако, дерзкие эксперименты первых советских подводников, стали лишь отблеском действительных побед и трагических аварий лодок серии «Декабрист», вставших на защиту Родину во время Великой Отечественной войны.
Так «Д-1» погибла 13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря при глубоководном погружении после ремонта.
"Д-6" находилась на капитальном ремонте в доке Севастополя, и была взорвана экипажем 26 июня 1942 года при оставлении города.
“Д-3” 17 января 1942 года была награждена орденом Красного Знамени, а 3 апреля 1942 года получила звание гвардейской. 10 июня 1942 года она вышла в свой 8 боевой поход и пропала без вести.
"Д-4" погибла 4 декабря 1943 года, имея на своем счету 3 потопленных транспорта общим водоизмещением 13757 тонн.
"Д-5" совершила 16 боевых походов, доставила в Севастополь около 200 тонн грузов и артиллерийским огнем потопила одно судно водоизмещением 100 тонн."Д-2" совершила 4 боевых похода, потопила 2 и повредила одно судно.
В 1989 году "Д-2" была превращена в музей и поставлена в Шкиперском протоке в Санкт-Петербурге.

Последние новости