06.07.2022
6 июля 1899 года был основан порт Александровск-на-Мурмане. С 1933 года здесь появился поселок Полярное, а с 1939 года вырос город Полярный. Этот город расположен на берегу Екатерининской гавани Кольского залива Баренцева моря, в 30 километрах от Мурманска. Население – более 17 тысяч человек.
В Полярном расположена военно-морская база Северного флота, город входит в состав закрытого административно-территориального образования Александровск.
После поражения в Крымской войне Российской империи требовалась новая военно-морская база для выхода в мировой океан. Руководители Морского ведомства предлагали создать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве (Лиепая), но император Александр III не разделял их мнения. Подыскивать нужную гавань для «главной морской базы» русского военного флота в 1894 году на Мурман отправился выдающийся государственный деятель, министр финансов Сергей Юльевич Витте. В поездке на Мурман Витте сопровождали специалисты морского дела И. И. Кази, А. Г. Конкевич, железнодорожный деятель С. И. Мамонтов, журналист Е. Л. Кочетов, архангельские чиновники и моряки.
Из всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань. «Такой грандиозной гавани, – писал министр, – я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская гавань.»
Проект Витте о сооружении военно-морского порта был отвергнут, но вступивший на престол император Николай II согласился на создание не военного, а «коммерческого порта». При этом Кольский уезд в нынешних переименовывался в Александровский.
24 июня 1899 года состоялось торжественное открытие города Александровска. В новом административном центре края были построены здания полицейского управления, камера мирового судьи, арестный дом. Шесть домов, построенных казной, предназначались для частных поселенцев. Сооружены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для медицинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, гостиница.
В годы Первой мировой войны Александровск стал одним из ключевых пунктов обороны Мурмана. С зимы 1914-1915 года в Кольский залив стали заходить суда с военными грузами, не прошедшими в Архангельск из-за ледостава на Белом море. Город не стал главной базой в Кольском заливе, но продолжил играть важную роль в структуре обороны Мурманского порта.
После окончания Гражданской войны на Севере оставшиеся силы флотилии Северного Ледовитого океана были объединены с подразделениями РККФ, образовав Беломорскую флотилию. 24 апреля 1920 года флотилия была преобразована в Морские силы Северного моря, а 31 декабря 1922 года – расформирована.
Вскоре Александровск потерял административное значение, так как фактическим центром управления краем являлся Мурманск.
После этого Александровск недолго сохранял статус города. 15 марта 1926 года он был преобразован в сельское поселение. Спустя пять лет – 11 марта 1931 года Александровск, носивший имя российского императора, был переименован и получил новое название Полярный. Екатерининская гавань оказалась невостребованной.
Возрождение Полярного связано с восстановлением военно-морских сил на Русском Севере. 26 ноября 1926 года Советом Труда и Обороны СССР была утверждена первая советская программа военного кораблестроения. Начало 1930-х гг. ознаменовалось возрождением морских сил на стратегически важных, но отдаленных от центра театрах. В 1933 году, начинается строительство флота на Севере.7 июня 1934 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О развитии военно-морских баз и аэродромов морских сил Севера». Основной операционной базой СВФ утверждался посёлок Полярный, тыловой базой – губа Ваенга, судоремонтной – город Мурманск.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах в Полярном находилась главная база Северного флота. 17 июня 1941 года в Полярном была объявлена боевая тревога. В этот день фашистская авиация начала осуществлять первые разведывательные полеты над территорией военно-морской базы. С 19 июня 1941 года Военный Совет Северного флота ввел повышенную боевую оперативную готовность. На подходах к базам и портам были развернуты корабельные дозоры и выставлены оборонительные минные заграждения. Велась систематическая воздушная разведка. Подводные лодки были рассредоточены по ближайшим бухтам.В конце 1941 года гитлеровцы были вынуждены усилить свой флот и авиацию для действий на морских коммуникациях.
Одной из важнейших задач по обороне Заполярья стало несение дозорной службы на подходе к главной базе и Мурманскому порту. Другая задача - поддержание сил флота в боевой готовности. С началом войны резко возросли объёмы ремонтных работ.
После войны главную базу Северного флота перевели в Ваенгу (ныне Североморск), но Полярный оставался местом базирования соединений Северного флота.
В 1949–1950 годах большинство судоремонтных мастерских были преобразованы в заводы. В Полярном закладывался фундамент для будущих дальних плаваний могучих подводных атомоходов. Подводные лодки новых проектов стали основой океанского дизельного подводного флота страны. Судоремонтная мастерская «Красный Горн» стала предшественником крупного судоремонтного предприятия – 10 судоремонтного завода. Фактически вся городская инфраструктура была построена в послевоенные годы силами заводчан. Именно это предприятие первым осваивало судоремонт атомного подводного флота СССР
В послевоенный период на Северный флот стали поступать новые подводные лодки и для освоения сложной техники подводникам приходилось много и упорно учиться. В 1951 году бригада подводных лодок, базировавшаяся в Полярном, была переформирована в 33 Краснознаменную дивизию подводных лодок Северного флота, а в 1961 году дивизия была переформирована в 4-ую эскадру. Это было крупнейшее в мире соединение подводных лодок – около 40 боевых единиц!
Малоизвестная страница в истории подводников – североморцев – участие в Карибском кризисе. В 1962 году экипажи подводных лодок Б-4, Б-36, Б-9 и Б-130 (базировавшиеся в Полярный), выполняя боевую задачу у берегов Кубы, проявили все лучшие качества русских моряков – высокий профессионализм, взаимовыручку, смелость и решительность, верность долгу и любовь к Родине. Ни сложнейшие условия автономного плавания, ни удаленность от родных берегов не повлияли на качество выполнения служебных обязанностей подводников.
Автономные плавания подводников 4-й эскадры длились 3-18 месяцев, подводные лодки из Полярного ходили в Индийский и Атлантический океан, Средиземное море.
В настоящее время в Екатерининской гавани базируются корабли и подводные лодки соединений, входящих в состав Краснознаменной Кольской флотилии разнородных сил Северного флота. Данное соединение было образовано в 1982 году. Говоря о замысле создания и оперативном назначении флотилии, главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков подчеркивал ее роль и место в системе обороны прилегающих к нашему побережью морей.
Боевая летопись флотилии – это история длительных плаваний, многомесячных боевых служб, безупречного выполнения заданий Родины в различных районах Мирового океана, успешного освоения кораблей новыми поколениями североморцев.

Последние новости