Мотоцикл М-72: легенда времен войны

Мотоцикл М-72 легенда времён войны. Именно на таких мотоциклах проводили разведку, очень быстро прокладывали кабели связи, отвозили срочные донесения, подвозили боеприпасы и т.д. и т.п. Этот тяжёлый мотоцикл использовался во всех видах войск: пехота, артиллерия, авиация, а также на береговых базах флота.

Иногда мотоцикл был последней возможностью спасти критическую ситуацию.

Создание М-72 велось с невиданным для мотопрома СССР размахом — для этого привлекли несколько десятков заводов по всей стране. Головным определили Московский мотозавод (ММЗ) — бывший Московский велозавод, один из наследников «Дукса». Двигатели должен был изготавливать Автозавод им. Сталина (ЗИС) и комплектовать их коробками передач Московского автозавода им. Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), основной гражданской продукцией которого являлся новый автомобиль КИМ-10.

Еще одно предприятие автомобильного профиля — автозавод в Горьком — обязывалось поставлять колеса, карданные валы и коляски. Выпуск светотехники передали в г. Киржач. Трубы для рам должны были получать с Харьковского велозавода.
Отряды мотоциклистов играли важную роль в театре военных действий. Мотоциклетные части, обладавшие большой подвижностью, огневой мощью и проходимостью, решали самые различные задачи на передовой.

Несмотря на трудности освоения нового производства в годы войны, М-72 сыграл огромную роль в великой Победе. Этот опыт серьезно продвинул вперед мотоциклетную технику страны, и «потомки» М-72 пережили СССР, до сих пор выпускаясь в России под маркой Урал.