Экспозиции

В начале 2020 года один из наших идейных вдохновителей Юрий поделился интересной новостью, что в Инкермане начинается утилизация подводной лодки Б-380 проекта 641Б (шифр «Сом», по кодификации НАТО «Tango»).

Проект подводной лодки 641Б являлся модификацией ПЛ проекта 641 и включал в себя серию из 18 лодок, которые все были построены на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Последняя 18-я лодка серии, Б-380, была заложена в 1981 году и уже в 1982 году вошла в состав ВМФ СССР получив название «Горьковский комсомолец». Лодка проходила службу на Краснознаменном Черноморском флоте и базировалась в Южной бухте (г. Севастополь).

Славный путь Б-380 к сожалению был не долгим. Интенсивная боевая подготовка осуществлялась только до 1991 года. С распадом СССР лодку хотели сначала ремонтировать и модернизировать, потом, из-за недостатка финансирования, предложили передать ее Украине. Украина отказалась от лодки, сославшись на ее плохое техническое состояние. Почетное наименование «Горьковский комсомолец» в 1992 году было упразднено. До 2000 года лодка, практически без экипажа, безызвестно прозябала на приколе в Южной бухте.

В 2000 году появилась надежда на второе рождение боевого корабля. Было выделено финансирование, назначен генподрядчик для проведения полного цикла работ во вводу лодки в строй (ООО «Лазаревское адмиралтейство», г. Севастополь) и сформирован новый экипаж, который начал интенсивную подготовку. Над лодкой взяли шефство Администрация Советского района Нижнего Новгорода и Нижегородская Епархия Православной церкви России. Лодке чуть официально не присвоили новое почетное наименование «Святой князь Георгий», но в последний момент руководство ВМФ не согласовало этот вопрос. Заводские и ходовые испытания планировались в конце 2007 – начале 2008 г.г.

Однако решением Министра обороны А.Сердюковым средний ремонт и модернизация были прекращены в 2008 году, которые на этот момент были выполнены более, чем на 80%. Финансирование ремонта было полностью прекращено в 2009 году. А в 2019 году был проведен закрытый конкурс на утилизацию ПЛ.

Видно лодка не выдержала такого неблагодарного отношения к себе. В 2019 году плавдок ПД-16, в котором находилась списанная Б-380 затонул вместе с лодкой. Лодку подняли и на понтонах отбуксировали в Инкерман, где с 2020 года приступили к ее утилизации.

На флоте сотни кораблей завершают свою службу «по тихому». Это горькая правда и это неправильно. Тысячи и десятки тысяч офицеров, мичманов, старшин и матросов, проходивших на боевых кораблях и лодках военную службу, навсегда помнят и хранят память об этом времени с гордостью и достоинством. Тысячи и десятки тысяч наших соотечественников, участвовавшие в проектировании и строительстве боевые кораблей и лодок, никогда не забывают о своем вкладе в создании военно-морской мощи России. Так почему корабли и лодки нашего флота, после завершения своей службы, не оставляют частичку себя для наших будущих поколений, напоминая о нашем славном военно-морском наследии?

Наше решение, по-морскому, было принято быстро: сохранить рубку ПЛ Б-380 и на ее базе сделать военно-морскую экспозицию.