Леонид Сергеевич Соболев (1898–1971 гг.)
Леонид Сергеевич Соболев (1898–1971 гг.)

Леонид Соболев получил образование в царской России. Окончил Морской кадетский корпус, участвовал в Моонзудском сражении (1917) и Ледовом походе Балтийского флота (1918). Безоговорочно принял революцию. Двадцать лет служил штурманом на линейных кораблях и эскадренных миноносцах.

Роман «Капитальный ремонт» о русском императорском флоте накануне революции, написанный в 1932 году, переиздавался семь раз подряд и был переведен на несколько языков. Считается одной из лучших книг о флоте.

Действие разворачивается летом 1914 года, перед самым началом Первой мировой войны, в Гельсингфорсе (ныне столица Финляндии – Хельсинки), главной базе императорского Балтийского флота того периода. На линкор «Генералиссимус граф Суворов-Рымникский» (под таким названием описан линкор «Император Павел I») к лейтенанту Николаю Левитину приезжает его младший брат - гардемарин Юрий Левитин. Перед читателем разворачивается будничная жизнь военного корабля, яркая и необычайно живописная картина морской жизни русского дореволюционного флота. И все же – в чем же особенность романа?

Вот, как отвечает на этот вопрос Почетный член Ассоциации, писатель-маринист, капитан 1-го ранга Черкашин Николай Андреевич:

«"Капитальный ремонт" мне посчастливилось прочитать в юности, и он во многом определил мою судьбу – не только флотскую, но и литературную. Когда к нам на подводную лодку приходил из училища лейтенант, его спрашивали – а читал ли ты «Капитальный ремонт»? И если тот не читал роман, ему вручали книгу, и заявляли: прочтешь – лишь тогда начнешь подготовку к сдаче зачетов на самостоятельное управление…

Взявшись за перо с целью развенчать старый царский флот и дать «рапорт Красному Балтфлоту», Соболев, вольно или невольно, пропел гимн императорскому флоту и русскому морскому офицерству. Л. Соболев писал о флоте, в который был все еще по-юношески влюблен. Именно эта любовь к кораблям, флотскому быту, укладу, обычаям, чем сразу напитывал своих питомцев Морской корпус, и уберегла Соболева от перехлестов «социального заказа»: де, как плохо все было до 1917 года, и какое лучезарное будущее засияло после Великой Октябрьской…

Заслуга Соболева-мариниста в том, что он проложил некий кабель-токопровод, связующий два корпуса русского морского офицерства с наследниками их кораблей и их долга перед страной в советском флоте».